суббота, 21 ноября 2009 г.

Коуч и коучинг: сущность, роли и предназначение

Коуч и коучинг: сущность, роли и предназначение.

В.Веретнов

Аннотация: Ментор, коуч стремительно входят в жизнь бизнесменов, политиков, но не всегда добивают желанного результата. О том, что мешает при этом, и кроме того такие вопросы: где, когда, как и почему применяют либо коучинг либо менторство лежат в основе этого небольшого исследования.

Ключевые слова: сущность коучинга, менторство, наши роли, наше предназначение.

Людям творческим, стремящимся к успеху, через преодоление препятствий, преград, к достижению современная наука предлагает всестороннюю поддержку. Эта поддержка призвана организовать человека подобно тренеру, который наставляет, вдохновляет спортсмена на победу, завоевание чемпионского титула. С другой стороны, конечная цель помогающего человека не милостыня, не жалость, не лицемерное восхваление, а достаточно жесткая система по мобилизации воли и механизма раскрытия личностного, профессионального и творческого потенциала человека.

Несмотря на обилие научных исследований, различных тренингов, книг, программ по коучингу, менторству в отличии от западного мира, эти знания, умения, навыки как-то не приживаются, или пробивают себе дорогу у нас с очень большим трудом, одна из причин такого положения кроется в истории их возникновения.
Основателем коучинга считают британца Джона Уитмора, который провел ряд исследований, сформулировал принципы этого направления, пытаясь найти оптимальный подход к спортивным достижениям[1].
Экстраполировал новый метод консультирования в сферу бизнеса англичанин Майлз Дауни[2], который вместе с Джоном Уитмором организовал консалтинговую компанию «InnerGame», дважды признанную влиятельным деловым еженедельником Экономист, лучшим поставщиком услуг коучинга для руководителей бизнеса. Американец Роберт Билтс прибавил к этому инструменту консультирования метод нейро-лингвистического программирования НЛП[3].
По данным википедии история ментора более древняя чем у коучинга:
Ментор — персонаж древнегреческой мифологии [1] с острова Итаки — сын Алкима [2], старый друг Одиссея, поручившего Ментору заботы о доме и хозяйстве, отправляясь в Трою. Поэтому Ментор старался препятствовать назойливым женихам Пенелопы; он же был воспитателем Телемаха, сына Одиссея.
У Гомера наружность Ментора часто принимает покровительствовавшая Одиссею Афина Паллада, являясь к Одиссею или Телемаху. Так, в виде Ментора Афина помогает Одиссею в его борьбе с женихами и старается примирить его с народом; под видом Ментора она сопровождает Телемаха в Пилос [3], в Пилосе улетает орлом [4]. На Итаке Афина принимает образ Телемаха, затем превращается в ласточку [5].
Имя Ментор часто употребляется как нарицательное, в смысле наставника или руководителя юношества.
Ментор — имя эрайзианина, одного из важных персонажей «Цикла о линзменах» американского фантаста Э. Э. Смита.
Ментор в переводе с английского означает наставник.
Наставник (ментор): дает оценку людям, личностям, их мотивам, что требует философского или психологического осмысления и интереса к целостной личности других; осмысление существования, значения, цели, потенциала и судьбы людей, личности и самого себя; ответственность (призвание) содействовать, влиять или управлять благами, прогрессом и прибылью в жизни всех, с кем человек связан. Данная черта предполагает культурную, академическую, философскую, психологическую, филантропическую, духовную или медицинскую деятельность. Черта связана с интуицией, чувствительностью, сопричастностью и состраданием, присущими человеческой природе.
Менторство в США существенно было развито Джоном Хокинсом, Основателем и Президентом корпорации Leadership Edge Incorporated. Г-н Хокинс помогает университетам и главам организаций по всей Америке в развитии стиля жизни лидера. Он полагает, что это очень важно для эффективного управления в нынешних не стабильных организациях и корпорациях. Г-н Хокинс писатель, консультант, оратор, муж и отец.
Обоснование современных методов личной семейной корпоративной и социальной стратегии в достижении желанных результатов и является целью нашего исследования, достижения которой предусматривает необходимость разрешение таких задач как:
1) изучение в литературе определений понятий менторства и коучинга на западе и у нас и формулирование авторского определения;
2) исследование сфер применения, механизмов и стратегий использования коучинга и менторства в нашей повседневной практике;
3) рассмотрение того, какие роли мы играем, какое из видов нашего предназначения исполняем, когда используем коучинг или менторство[5].
Понятие коучинг среди ряда специалистов означает тренерство, наставничество, консультационная деятельность для достижения человеком его профессиональных и личных результатов.
По определению Международной ассоциации коучинга ICF, коучинг это непрерывное сотрудничество направленное на достижение клиентом его существенных результатов в личной жизни и профессиональной деятельности, которые приводят к повышению КПД личности и улучшает качество ее жизни[6].
Если коучинг, как консультационные услуги принято оказывать на платной основе, то менторство определяется как бесплатная или социальная поддержка более опытных руководителей своим подчиненным или опытных работников вновь принятым работникам.
Таким образом, коучинг это психологическая консультация человека, организации, для разрешения проблем или достиженных желанных результатов, которая предоставляется на платной основе.
В западных странах коучинг стал стилем управления, когда руководитель для своих подчиненных играет роль ментора наставника. Для самого же руководителя предусматривается внешний коучинг, который заключается в следующих функциях:
- выслушивание руководителя, и задавание релевантных вопросов;
- текущая диагностика клиента;
- помощь постановке целей и формирование стратегий их достижений;
- контроллинг в достижении результатов и коррекция плана и действий.
Релевантность для организаций коучинг обеспечивается за счет коммуникаций между коучем и работниками организации сразу на семи уровнях: среда, поведение, способности, убеждение, идентичность, духовность[7].
Если на уровне среды исследуются отношения и взаимосвязи системы управления и людей, то на уровне поведения анализируются определенные паттерны, взаимодействия коммуникации, которые сложились внутри групп в той или иной корпоративной культуре.
Если на уровне способностей в личном коучинге рассматриваются обучаемость, память, личностный творческий потенциал, а в корпоративном способность инфраструктуры и ее системы управления выполнять возложенные на нее функции, то на уровне ценностей и убеждений определяется мотивация, т.е ответы на вопросы: почему я это делаю, чем это выгодно для меня и для организации.
Следующие два уровня являются ключевыми в коучинге. На уровне идентичности личность или организация рассматривается в своем статусе или классе, рейтинге испытывающая при этом определенную удовлетворенность и гордость за достижения свои и организации. На духовном уровне рассматривается восприятие людьми больших систем, в управлении которыми они участвуют.

Конечно же коучи, менторы следят по возможности за гармонией между профессиональной и личной сферами клиента. Однако, не всегда клиенты настолько доверяют коучу, что посвящают его не только в профессиональные, но и личные проблемы. И вот в такой ситуации, если говорить о работающем одном из супругов – занимающихся бизнесом или политикой, так что это не удается работу сочетать с такими ценностями как семьей, с друзьями своими личными увлечениями, то как раз на помощь и может прийти и выступить в роли ментора или бесплатного коуча супруг, супруга или друг, подруга, при условии, что они будут иметь соответствующие компетенции, пройдут необходимое обучение и практику.
Другим выходом в такой ситуации для человека нуждающегося во внешней помощи, может быть соответствующая его внутренней конституции духовная практика. Для христиан, иудеев, мусульман – это определенное служение, молитва, для приверженцев восточных духовных практик, буддистов – это может быть медитация.
В финансово-кредитной сфере, как самой пострадавшей от мирового экономического кризиса, использование управление в стиле коучинг например в банках, инвестиционных, страховых, перестраховочных компаниях, в сложившейся ситуации необходимо сочетать с рисковым и финансовым контроллингом.
Подводя итоги, следует отметить, что предназначение коучинга и менторства носит системный характер, лежит прежде всего в плоскости духовного и интеллектуального самосовершенствования, развития человеческого капитала в его разнообразных формах, которые позволяют достигать желаемых результатов в сфере социально-экономического капитала.

Литература:
1.Уитмор Д. Коучинг высокой эффективности: новый стиль менеджмента. Развитие людей. Высокая эффективность.- М.: Международная академия корп. управл. Бизнеса, 2005. -168 с.
2. Дауни М. Эффективный коучинг. Уроки тренера коучей. – М.: Добрая воля, - 2005. - 288 с.
3.Билтс Р. Коучинг с помощью НЛП. – М.: Олма-пресс, 2004. – 256 с.
4.Билтс Р. Моделирование с помощью НЛП. – СПб.: Питер, 2000. – 288с.
5. Веретнов В. Как мы выбираем наше предназначение. – режим доступа – www.insbizz.blogspot.com
6. ICF Ассоциация международного коучинга. – режим доступа - www.coaching.ru
7. Браникова С. Перспективи коучингу в публічному врядуванні. Режим доступа - http://www.dbuapa.dp.ua/vidavnictvo/zbirnik/2007/4(30).pdf

Комментариев нет:

Отправить комментарий