понедельник, 2 ноября 2009 г.

Исламский опыт в управлении бизнесом

Исламский опыт управления бизнесом.
В.Веретнов

Казалось бы высокоразвитый Запад, доминирует в экономических отношениях, в новых управленческих технологиях, стратегиях и схемах работы. Они научились мотивировать людей, которые в общем-то в контексте страны, региона или Запада побеждают в конкурентной борьбе. Но исламские рынки открыты для стран СНГ благодаря близким стилям управления, где неформальные отношения, ценности и принципы служат залогом долгосрочных, доверительных, партнерских отношений. Это статья касается некоторых аспектов исламского опыта управления бизнесом.

1.Вступление

Ислам, как религия является самой молодой. Зарождение ее относят к шестому веку, вобравшей в себя все лучшее от своих старших братьев иудаизма, христианства. Сила, власть и богатство как последствия дифференциации жизни арабов были закреплены в писании. Основу монотеистических религиозных учений составляет вера во всемогущего Бога, управляющего миром, и обязательное Божье воздаяние, будь то вознаграждение или наказания в конце мироздания. Три мировых религии: иудаизм, христианство и ислам – едины в отношении справедливого воздаяния за содеянное человеком, который несет за это единоличную ответственность.
В исламской мире, например источником всякого закона признается только Аллах. Отсюда отрицание за человеком права на законотворчество, требование неукоснительного подчинения закону Аллаха – шариату.
Анализируя влияние религиозной исламской этики на экономику, мусульманские теоретики исследовали взаимосвязь между нравственными предписаниями ислама, его духовно-нравственными ценностями и концепцией личности, ее экономического поведения. В результате исследования были раскрыты основные черты характера и добродетели, которые формируют личность, способную к саморазвитию, руководствующуюся здравым смыслом, волевую и предприимчивую. Изменилось также отношения к труду и трудовой активности. Умение производительно трудиться на благо самого себя, семьи и общества неизменно возводятся исламом в ранг нравственного долга. Конструктивный диалог определил сотрудничество между представителями трех моно религий в сфере международного бизнеса, который в итоге выразился принятием соответствующего этического кодекса бизнеса в 1993 году.
Как отмечалось в этом кодексе, «бизнес является частью социального порядка. Его основная цель – эффективное удовлетворение человеческих и материальных потребностей путем производства и распределения товаров и услуг». Управляющие, советы директоров компаний и фирм, акционеры получили конкретные советы, а для мусульман это и указания, как вести дела в соответствии с религиозной верой. В системе ценностей делового мира особо выделяется честность и ответственность, отмечается, что процесс производства должен быть направлен на достижение благосостояния общества. В тоже время исследование влияние исламского мировоззрения на предпринимательство и деловую культуру в настоящее время не содержит надлежащего систематического анализа[1,5].
Для достижения высокой результативности практически в любом виде предпринимательской деятельности предпринимателю необходимо владеть определенным набором сведений, знаний, представлений о правилах, формах и методах ведения бизнеса, законодательстве той страны, в которой он осуществляет свою деятельность, о принципах делового общения. Несмотря на пересечение права и морали право нельзя рассматривать как отражение моральных стандартов общества.
Принято разделять, что моральные ценности в отличии от правовых актов, которые наказывают за крупные нарушения преступления, регулируют межличностные отношения между представителями разных компаний, а также создают систему правил норм и принципов поведения в отдельном коллективе, способствующих росту эффективности его функционирования. Культура делового общения способствует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами, руководителями и подчиненными, партнерами и конкурентами.

2.Исламская концепция бизнеса

Для более полного представления движущих сил исламского стиля управления бизнесом рассмотрим исламскую концепцию бизнеса.
Прежде всего, нужно отметить, что эта концепция основывается на этике. В арабском языке понятие этики выражено как ахлак, что в переводе означает «мотивация поведение». Понятие мотивации, как известно, включает в себя внутреннее намерение, волю и решимость, а поведение представляет собой образ жизни и действия человека. Очевидно, что мотивация лежит в основе поведения. Именно поэтому о мусульманское вероучение направлено на развитие побудительных мотивов к благочестивым действиям и праведному образу жизни.
Исламские этические принципы определяют индивидуальный выбор человека, основанный не только на максимизации личной выгоды, но и выгоды для благосостояния общества. Исламская экономическая система поддерживает частную собственность и рыночную конкуренцию, но одновременно строго следит за справедливым распределением благ. Изначально все богатства принадлежат Аллаху, который предал их во временное эффективное пользование человеку. Поэтому человек должен бережно и рационально относиться к природным ресурсам, сохраняя природу для будущих поколений.
Мусульманские теоретики, доказывая нежелательность и пагубность такой категории как ссудный процент в денежно-кредитной системе, приводят следующие аргументы:
- нарушение принципа справедливости. Заемщик должен выплачивать заранее оговоренный процент по кредиту даже в случае убытков;
- рост потребительских, государственных и международных долгов;
- нарушение баланса в системе распределения доходов и благ;
- концентрация экономической власти в руках ограниченной категории лиц;
- увеличение темпов инфляции.
Исламская концепция предполагает принципы всеобщего равенства, которые отражаются во многих положениях Корана и заключаются в равенстве:
- мусульман перед друг другом;
- всех перед законом и правосудием;
- мужчины и женщины перед Богом;
социальной ответственности.
Если христианская этика требует забыть себя ради Бога, то исламская мораль наоборот призывает заботиться о себе, и своих ближних , об обществе, о Боге.
Два основных постулата концепции это риба (запрет ссудного процента) и закят (долг и обязанность выплачивать часть дохода в пользу малоимущих).
Ислам поощряет человека приумножать свое материальное достояние, используя при его во благо общества извлекая прибыль. Будучи собственником, человек, заинтересован в увеличении своего достатка, а это в свою очередь, является фактором производства.
Однако возрастание капитала допустимо в пределах, не нарушающих социальную стабильность, в формах, не подрывающих нравственность. Если обогащаются немногие, а бедность и нищета становится уделом большинства населения, то это разлагает все общество, возбуждая зависть, недоверие, иные порочные чувства и помыслы. Поэтому этика деловой культуры мусульман не допускает того безудержного предпринимательства в погоне за наживой, которое попирает интересы общества и мораль.
В контексте теории фирмы в рамках исламской экономики главной целью человека является достижения материальных и духовных благ. Исламский производитель, также как и исламский потребитель, стремиться увеличить блага этого мира таким образом, чтобы приобрести блага вечной жизни. Поэтому их экономическая активность определяется нормами религиозной морали. В основе теории фирмы и производства лежат следующие этические правила:
- максимизация социальной полезности общечеловеческих интересов(маслаха).
- цели производства фирмы и виды деятельности должны соотноситься с шариатом(например легкая промышленность не должна выпускать вещи, которые не соответствует критерию скромности и сдержанности, с/х – заниматься свиноводством и т.д. );
- справедливая форма распределения дохода с акцентом на особый налог – закят и благотворительность;
- двойной контроль в управлении: божественный - на основе внутренней веры, внешний – со стороны уполномоченных органов;
- запрещение нанесение вреда или ущерба другим, минимизация общественных потерь;
Основные характеристики исламской фирмы:
- фирма в своей деятельности ограничена этическими правилами шариата и ставит своей целью удовлетворение основных потребностей общества за счет минимизации затрат и установления приемлемых цен;
- фирма получает прибыль в открытой конкурентной борьбе, без использования мошенничества и обмана;
- фирма рассчитывает в работать в условиях, при которых общий доход равен общим издержкам. Однако некоторые экономисты также считают справедливым подход, когда оптимальное производство устанавливается при условии равенства предельных издержек и предельного дохода;
- работодатель может устанавливать более высокую заработную плату по сравнению с уровнем на рынке труда, если считает, что так будет справедливо;
- фирма несет социальную ответственность;
- основными принципами бизнеса являются: мушарака, мудараба, бей-салям, истисна и другие виды свободные от ограничений рибы, гарара, и мейсира.
- права и обязанности рыночных агентов устанавливаются заранее и фиксируются в договоре.

3. Виды партнерства в исламском бизнесе

В исламском бизнесе существуют четыре разновидности партнерства: инан, муфавада, вуджух и амаль.
Инан – это сотрудничество и в предпринимательском деле, и в его финансировании, при разделе дохода сообразно участию и в том и другом, а убытков – в зависимости от доли участия в капитале. По форме организации инан – это общество с ограниченной ответственностью. Оно включает в себя лиц, которые вложили в общее дело разный по сумме капитал и несут различную ответственность. Соответственно, различна и получаемая ими прибыль, размер которой заранее оговариваются в договоре. Партнеры не должны превышать заранее оговоренные полномочия, если о таком превышении не была достигнута новая договоренность.
Муфавада – долгосрочное соглашение между торговыми домами относительно обоюдной коммерции и взаимной торговли, поддержки, а также страхования. Муфавада по форме представляет собой общество с неограниченной ответственностью, предусматривающего страхование предпринимательского риска и оказание посреднических услуг. Члены этого товарищества имеют равные доли в капитале. Согласно договоренности, получаемая в рамках муфавады прибыль делиться поровну между всеми партнерами.
Вуджух – соглашение о предоставлении кредита. Партнеры получают беспроцентный кредит и осуществляют совместную деятельность. Прибыль заранее оговаривается, а убытки несет каждый участник проекта на сумму используемой доли кредита.
Амаль – партнерство, основанное на совместном труде (как физическом так и интелектуальном) участников без привлечения капитала, когда двое или более производителей выбирают какой либо род деятельности и собственными силами осуществляют работу. Амаль исключает объединение денежных средств партнеров, предполагая кооперацию личных усилий; прибыли делятся на основе договоренности о вкладе каждого в общее дело.

4.Ограничения в исламском бизнесе

В исламском бизнесе существует ряд ограничений. К запрещенным видам деловой активности относятся:
- ростовщичество;
- неопределенные сделки с повышенным риском;
- виды деятельности несовместимые с моралью ислама (игорный бизнес, лотереи, спекуляция ценными бумагами);
- традиционное коммерческое страхование;
- производство и торговля запрещенными товарами;
- установление монополии, а также сговор с целью установления цен на монопольный товар;
- нерациональное использование природных ресурсов или препятствование к их восстановлению.
В отдельную категорию можно выделить те виды деятельности являющиеся противозаконными везде:
- коррупция;
- коммерческий шпионаж, дезинформация, обман, разглашение секретов и тайн;
- мошенничество, выпуск фальшивых денег.

5.Особенности различных моделей экономического поведения

Для более адекватного восприятия исламской концепции поведения проведем сравнения ее с различными моделями в Украине, России, США и Японии.
Обратившись к таблице №1 можно отметить, все модели имеют исторические корни, региональные причины социально-экономического поведения и в некоторой мере определяются текущим позиционирование и будущими ожиданиями.
Украинская и Российская модель при том, что экономики этих стран связывают множество различных партнерств имеют характерные отличия. Исламская модель очень близка в некоторых аспектах русской, украинской именно желаниями и устремлениями, но не всегда это удается воплотить на практике. Англо-саксонская и японская модели несмотря на ряд отличий на современном этапе имеют ярко выраженную тенденцию к взаимопроникновению.
Таблица №1 Особенности различных моделей экономического поведения
Украинская
модель Российская модель Исламская модель Англо-саксонская модель Японская
модель
1.Украина привержена неформальным подходам
принятия
решений, построения отношений,
своими действиями предвосхищая ожидания партнеров. Современный подъем духовности повлиял на повышение социальной ответственности власти и олигархов.
2.Развитие протестантских церквей используют в своих доктринах не формальный подход.
3.Многовекторность это склонность миссионерству и космополитизму проявляется в дружеских отношениях с востоком и западом
4.Инициатива следует за реальной мотивацией людей.
5.Хозяйский подход даже в лизинговых отношениях заслуживает доверия. 1. В социально- экономическом плане РФ выступает связующим звеном между цивилизациями западного и восточного типа. В экономике ближе к восточному типу. Огромная склонность го-ва к патернализму и общественным формам присвоения (б.п образование, медицина).
2.Церковь благословляет мирскую жизнь, но не формализуют ее, жесткая норма отсутствует.
3.Экономическая свобода является второстепенной по отношению к задачам спасения.
4.Слабость личной инициативы при довольно сильных коллективных настроениях.
5.Исторический ход развития привел к неразвитости частной собственности, преобладанию финансового капитала над промышленным. 1. Особо подчеркивается преимущество этических ценностей перед материальными, экономическими благами, греховности стяжательства.
Основной акцент на справедливом перераспре- делении материальных благ между всеми членами общества.
2.Запрет на ссудный процент в финансово- кредитной сфере.
3. Прямое долевое участие в работе фирмы Традиции протестантского капитализма. Активно ориентировано на прибыль финансовое мышление: выраженный индивидуализм, запрет на растрату времени, обязанность интенсивного труда, опора на средний класс, сбережение и приумножение средств как жизненная обязанность.
2.Ивестора отличает более отчетливая приверженность к риску, большой индивидуализм, подконтрольность не государству а крупным компаниям.
3.Человек обязан прикладывать все усилия выполнять свою работу, к зарабатыванию денег, в этом выражается его добродетель и умение в выполнении призвания
Стремление к иерархичности к верности боссу, система пожизненного найма, меньшая приверженность к риску.
Готовность быть опекаемым.
Предпочтение руководством интересов персонала интереса акционеров
Коллективизм , сбережение, честность и практицизм.

В заключении, хотелось бы отметить, что базовыми принципами исламской концепции управления бизнесом является:
- свобода предпринимательской деятельности и заключения договоров;
- справедливость;
- законность;
- этичное поведение управляющих и управляемых;
- благотворительность и милосердие.
При этом, подчеркивается, что этичные деловые культуры других стилей управления также изучаются, уважаются, принимаются и отдельные элементы, которые не противоречат шариату используются.

Литература:
1.Нурулина Г. «Исламская Этика Бизнеса», Издательский дом «Умма», 2004год,стр.5

Комментариев нет:

Отправить комментарий