пятница, 11 декабря 2009 г.

Как стать алмазным огранщиком?

Может ли праведник заниматься бизнесом? Может ли он заниматься бизнесом успешно? Есть ли на самом деле противоречие между духовной практикой и материальным преуспеванием?

Много людей по всему миру задавались подобными вопросами. Ответы на них разнообразны, как истории наций, которые рождались, через определенное время достигали могущества, становились зрелыми и через какое то время неизбежно умирали. Не всегда наиболее крупные нации становились и самыми могущественными, в том числе экономически. Но текущая кризисная ситуация на западе заставляет обращать свои взоры на восток, где сегодня экономики Китая и Индии показывают устойчивые десяти процентные темпы роста ВВП. Также как на макро уровне общеэкономическом, отраслевом, на западе происходит изучение на микро и нано уровне (конкурентоспособности предприятия, ключевых компетенций) взаимосвязи между нашим поведением и бизнес результатами.
Одна из историй, легших в основу данного размышления, рассказывает, как Будда рекомендует управлять бизнесом и личной жизнью. Буддийский монах Геше Майкл Роуч, после двадцатилетнего познания Буддизма и получения степени магистра буддийских наук, по повелению учителя начал заниматься бизнесом по огранке алмазов и добился за пять лет роста объемов продаж более 100 миллионов долларов в год. Цель была достигнута благодаря подходам и принципам этого восточного учения. Алмазный огранщик это одна из священных древнеиндийских книг. В ней не только изложены концепции осознания функции человека или организации в обществе, но и даны принципы и рекомендации, как их применять в повседневной жизни. Вдумчивому читателю остается перенести эти знания в свою жизнь к применительно своим ценностям.
Ключевым общеизвестным понятием, которым оперирует Монах Геше, является карма, которая представляется им через идею отпечатков в уме. Он предлагает развивая эту идею представлять наши ментальные следы оттиски как видеокамеру. Кроме этого, наше сознание представляется им как кусок очень чувствительного пластилина. Всякий раз когда, когда оно входит в соприкосновение с чем-нибудь в прямом или в переносном смысле, эта вещь оставляет в нашем уме свой отпечаток, который имеет свой потенциал. Большинство людей отождествляют ум с нашим мозгом, в котором он находится. Однако ум это больше, чем просто мозг. Он может благодаря памяти и рассудку совершать путешествие далеко за границу нашего физического тела. Благодаря ментальным отпечаткам, мы имеем большой потенциал, возможность учится, познавать окружающим нас мир. Наши решения, действия и поступки накладывают каждый свой отпечаток, который является нейтральным и зависит от нашего с вами восприятия. Например, босс отчитывает вас за какую-то оплошность. И вам кажется, что орущий босс со всеми повышенными децибелами, потому что ваш ум имеет отпечатки, ранее посаженные, интерпретирующие его как отвратительно орущего босса. Если же при этом, присутствует его жена, она находит своего супруга строгим, но справедливым шефом, правомерно высказывающим уместные замечания. Таким образом, ментальные отпечатки нашего ума формируют и могу представить нам как злого так доброго или справедливого босса.
Одними из сильных отпечатков в нашем уме накладываются возникающими в нас эмоциями. Чем сильнее эмоция, тем глубже отпечаток. Идея священного пути к достижению сверхсознания нашла отражение у Будды в аллегории алмаза, как самого твердого и тяжелого минерала, устойчивому к влияниям различных факторов. Алмазный огранщик это сам Будда, который призывает своих учеников и последователей к себе и показывает им пути, как стать максимально похожим на него.
Один из последователей Будды индийский учитель Нагарджуна в своей работе «Нить драгоценных камней» так называет самые нужные отпечатки, которые мы можем укоренить в нашем уме:

Я опишу вам кратко лучшие качества
Тех, что идут по пути сострадания:
Даяние и нравственность, терпение и усилие,
Сосредоточение, мудрость, сострадание и тому подобное.

Даяние – это расставание с тем, что вам принадлежит,
Нравственность – это делание добра другим,
Терпение – оставление чувства гнева,
А усилие - это радость увеличивающие добро.

Сосредоточение свободно от дурных мыслей,
А мудрость познает, что такое есть истина.
Сострадание – это разновидность высокого интеллекта,
Густо замешанного на любви ко всем проявлениям жизни.

Корреляционная связь материальным и нематериальным миром мы находим в следующей его строфе:

Даяние приносит богатство,
Результат нравственности мир;
Терпение дарует красоту,
Усилие приносит высокое положение.
Сосредоточение приносит покой,
из мудрости рождается свобода,
состраданием достигается все,
чего бы мы ни пожелали.

Тот, кто примет все эти семь лучших качеств
И будет их совершенствовать не хуже,
Чем сам Защитник мира, достигнет
Того места где царит непостижимое знание.

Монах Геше используя данную связь делает ряд выводов, которые были проверены его практикой, вот они:
1. Чтобы видеть себя преуспевающим в бизнесе и финансово процветающим, укорените в своем подсознании отпечаток для достижения этого – пребывайте в щедром состоянии ума(способного доброхотного к даянию).
2. Чтобы видеть себя в мире, который в самой своей основе – очень счастливое место, укорените в своем подсознании отпечаток для достижения этого – ведите высокоморальный образ жизни (нравственность в вашем поведении).
3. Чтобы видеть себя физически здоровым и внешне привлекательным, укорените в своем подсознании отпечаток для достижения этого – навсегда откажитесь от проявления гнева(терпение).
4. Чтобы видеть себя лидером и в бизнесе, и в вашей личной жизни, укорените в своем подсознании отпечаток для достижения этого – привнесите радость во все созидательные и полезные действия(усилие).
5. Чтобы видеть себя способным к устойчивой концентрации ума, укорените в своем подсознании отпечаток достижения этого – практикуйте состояния глубокого сосредоточения, или медитации.
6. Чтобы видеть себя свободным от мира, где все устроено не так, как вы хотите, укорените в своем подсознании отпечаток для достижения этого – изучите принципы скрытого потенциала и ментальных отпечатков(мудрость).
7. Чтобы видеть себя получившим все, чего вам когда-либо хотелось, а также видеть других, получившими все чего когда-либо хотелось им, укорените в своем подсознании отпечаток для достижения этого – развивайте сострадание по отношению к другим.
Далее, монах Геше приводит типизацию проблем бизнеса и их эффективных решений в соответствии с мудростью Алмазного огранщика.
Бизнес-проблема №1.Финансы компании не стабильны, доходы все время скачут.
Решение. Охотнее делитесь своими доходами с теми, кто помог вам их заработать.
Бизнес-проблема №2. капитальные вложения не окупаются: например, производственное оборудование, компьютер или транспорт быстро устаревают или становятся не надежными.
Решение. Перестаньте завидовать другим предпринимателям и чужому бизнесу.
Полный перечень проблем и решений приводится в книге Геше Майкл Роуч «Алмазный огранщик».
В качестве системы самоконтроля добрых мыслей решений и действий Геше приводит практику древних монахов, которые носили с собой мешочек с камешками. Когда они думали или говорили или делали другим что-то хорошее доброе, то перекладывали в правый карман белые камушки, когда что-то плохое, то черные в левый карман. В конце каждого дня они подсчитывали камни в карманах, и сам этот факт способствовал увеличению со временем количества отложенных белых камней. Интересным методом характеризующим индийский опыт ведения бизнесом является метод Джампы. Джампа это буддийский монах, который наблюдал за своим гостем, за его поведением, особенно его не расспрашивая, изучая, что он предпочитает. Затем, он считал своим долгом запомнить все эти предпочтения, просто потому что он хочет дать вам то, чего вы хотите.
Пожалуй, самым главным приобретением из индийского опыта управления бизнесом как экономикой беспредельного является способность алмазного огранщика - совершать даяние, не раздумывая. Смысл этого тезиса - даяние не раздумывая, имеет своей предпосылкой наблюдать всех близких в семье, на работе, в бизнесе и зная то что им нужно давать им. Это способность растет вместе с осознанием своего я. Принято считать, что я заканчивается или ограничивается нашим физическим телом. В буддисткой традиции существуют три этапа в концепции даяния не раздумывая, которые с каждым этапом все больше расширяют границы нашей личности. На первом этапе(даяния не раздумывая) человек проявляет эмпатию интерактивного характера, например если вашему подчиненному плохо, то вы становитесь на его место и представляете, как мне мог бы помочь словом или делом мой руководитель. Второй этап (даяния не раздумывая) характеризуется растягиванием своей личности до размеров своей семьи или отдела или компании, тех, кого ты знаешь, наблюдаешь за ними, и можешь им давать не раздумывая, то что им нужно. Третий этап(даяния не раздумывая) свойственен духовным учителям, философам, писателям и т.д., а представляет собой растягивание личных чаяний, устремлений и способностей к восполнению нужд на всех людей.
Работа алмазным огранщиком многим может представляться парадоксальной. Ведь как можно обрабатывать самое твердое вещество в мире. Секрет огранки заключается во вращающихся кругах с алмазной крошкой. Чистой воды алмаз пропускает на сто процентов свет, а огранка ему нужна для того, чтобы перенаправить свет, осветив им созерцателя его. Буддисты, зная как рождается алмазы, из грязи вулканических извержений миллионы лет, часто сравнивают их с цветком лотоса, который вырастает из грязи и ила, и своей красотой радуя все вокруг.
Буддисты обожают эту метафору. Можем ли мы быть как лотос? Можем ли мы расцветать, поглощая боль и неустроенность жизни, можем ли использовать ее несовершенство, чтобы стать одной из редчайших драгоценностей мира – истинно сострадательной личностью?

Комментариев нет:

Отправить комментарий