понедельник, 3 мая 2010 г.

Эффективность подготовки страховых кадров

Эффективность взаимодействия студентов, преподавателей и страховщиков.
В.Веретнов

У этих трех групп: студентов, преподавателей и страховщиков в нынешние турбулентные времена есть как свои отдельные специфические задачи, так общие задача развитие страховой, перестраховочной культуры, страховой инфраструктуры и страхового рынка в целом.
У специфических задач студентов, которым предстоит выбор магистерской программы: Госфинансы, финансовый менеджмент, финансовые рынки, финансовый контроллинг, страховой менеджмент. Кроме этого, есть еще одна задача, связанная с выбором это база практики и предприятие, где дальше начать уже оплачиваемую трудовую деятельность.
Из специфических задач преподавателей, хотелось бы набрать лучших самых способных студентов, устроить их на практику, помочь выбрать тему диплома, чтобы она носила не только теоретическую новизну и значимость, но и представляла практическую ценность и новизну для страховщика.
Специфические задачи руководителя страховой компании привлечь способного, ответственного студента, будущего работника на практику, стажировку и потом оформить на работу, предоставив возможность вносить вклад в развитие страховой компании.
Во взаимодействии этих трех групп можно условно выделить два подхода: социальный и соревновательный.
Социальный подход предполагает больший акцент на наборе и создании благоприятных условий всем желающим студентам. Соревновательный подход предполагает, что от студентов кроме желания требуются еще способности к поступлению на бюджет, контракт, и устройства в определенную страховую компанию на определенную программу стажировки под будущее место – управление, отдел, конкретную позицию.
Использование конкретного подхода зависит от спроса и предложения, как от студентов, так и кафедры страхования и страховщиков.
Например, если кафедра страхования имеет план набрать две группы по 25 человек, под которые зарезервированы места практики в классических страховых компаниях, а желающих предположим 75 студентов, используется соревновательный подход. Если же наоборот студентов меньше, чем предложение кафедры страхования по набору используется социальный.
Не секрет, что преподаватели заинтересованы, что выбор студентами программы был сделан обоснованно, с тем, чтобы не пришлось в последствие жалеть о нем. Для этого, предлагается методология выбора на основе смарт анализа, свот-анализа или анализа ПМИ.
Первый вид анализа предполагает оценку вашей цели, например работать в страховой компании, в отделе международного перестрахования. Что для этого нужно: выбрать магистерскую программу «страховой менеджмент», подтянуть знание иностранных языков – английского, немецкого, французского, выбрать страховую компанию, где есть соответствующая вакансия или где она может открыться в будущем, учитывая, то что компания растет и развивается, пройти факультативы углубленного изучения типов договоров перестрахования, целесообразности их использования, анализов развития убыточности и т.д.
Свот-анализ нужно делать студенту(сильные, слабые стороны, возможности и риски) как по отношению к самому себе, так и к предполагаемой страховой компании). Свот-анализ себя позволит определить акцент на развитии достоинств (коммуникабельность, ответственность) и подтягивании свои неразвитых качеств, возможности для развития и риски, которые могут его отяготить. Свот-анализ страховой компании предполагает разные подходы. Можно проранжировать страховщиков с одной стороны компании из 1,2,3,4,5 десятки, с другой на классические, занимающиеся розницей, кептивные страховщики, и страховщики занимающиеся оптимизацией. Также можно классифицировать их по принадлежности отечественным или иностранным собственникам: на украинские, принадлежащие российским страховщикам, международным страховщикам. Такая классификация позволяет представить стиль управления и тип корпоративной культуры страховщика.
Последний вид рекомендуемого нами анализа ПМИ – Плюсы, минусы, интересно. В этом анализе вы берете 2,3 альтернативы, например налоговый финансовый и страховой менеджмент и сравниваете по своим заранее определенным критериям. Это экономические критерии: позиция и зарплата на работе(способная для иногородних снимать жилье питаться и одеваться), перспективы карьерного роста, надежность и темпы развития бизнеса. К неэкономическим критериям следует отнести – нравится ли вам ваше будущее дело. Если вы не любите зря или неоправданно рисковать, то страховой менеджмент выглядит предпочтительней из-за высокой вероятности трудоустройства и последующей карьеры. Одна и в этой программе, есть свои подводные камни, о которых нельзя не упомянуть. Речь идет о выборе страховой компании и конкретного участка работы и позиции. Здесь обычно есть несколько альтернатив, которые зависят от вашего характера, предпочтений работать больше с документами тогда это бухгалтерия, отдел отчетности, методологии, и актуарной аналитики, если с комбинировано и с документами и с людьми(отдел продаж, отдел урегулирования убытков, отдел андеррайтинга и перестрахования).
Преподавателям в зависимости от конкретных позиций во время прохождения стажировки и после ее окончания, для более полного соответствия студентов этим позициям целесообразно на базе учебно-страхового центра разработать факультативные курсы по соответствующим бизнес процессам: маркетинга и продаж страховых, перестраховочных услуг, актуарно-методологического обеспечения разработки новых страховых продуктов, бухгалтерского и оперативного учета и отчетности, управленческого учета и финансового контроллинга страховой компании, процесса организации перестраховочной защиты, процесса урегулирования убытков.
Страховым компаниям в зависимости от величины компании, стиля управления и стратегических планов, целесообразно создать группу из трех человек: руководителя компании, HR менеджера, функционального руководителя, где имеется соответствующая вакансия. Принимая на работу студента и предлагая ему заработную плату нужно учитывать затраты, которые она будет покрывать до момента окончания вуза и после него – аренда жилья для иногородних, питание, одежда, транспорт, связь, развлечения.
В заключении следует отметить, что эффективность взаимодействия трех групп: студентов, преподавателей и страховщиков, зависит от использования социального подхода менее эффектного чем соревновательного, от планирования страховой компании своих потребностях в молодых кадрах, и целенаправленной вместе с преподавателями деятельности по их подготовке. Со стороны студентов влияют такие факторы на эффективность взаимодействия, как осознанность и обоснованность выбора, целеустремленность и ответственность за учебу и работу, также умение строить и развивать профессиональные, личные отношения как с преподавателями и так и со страховщиками.

4 комментария:

  1. Большинство страховых компаний принимает на работу студентов всего лишь для экономии на з/п, а не с целью обучения... И, как правило, предлагают работу в сфере активных продаж...
    На более интересные направления (к примеру, перестрахование) студенты попадают, как правило, случайно или в компании переводят специалистов со смежных отделов, при чем не совсем профильных - т.е., например, не андеррайтинга, а убытков, продаж и т.д., чьей квалификации не совсем достаточно для качественного достижения поставленных целей...

    ОтветитьУдалить
  2. Хороша стаття, автору респект, повністю згоден і вважаю, що студенти повинні рухатися в напрямку взаємодії з викладачами і страховиками!

    ОтветитьУдалить
  3. Страхові кадри є дуже важливими в сфері страхового ринку. В Україні страховий ринок активно розвивається і підготовка страхових кадрів відіграє важливу роль у цьому процесі, що зумовлений юністю нашої країни. Тому, підготовка кваліфікованих кадрів є дуже важливим аспектом страхової сфери і має контролюватися та вдосконалюватися.
    Мар'ян: +1.

    ОтветитьУдалить
  4. Да, да, да, да!!! Совершенно согласен с мнением автора по поводу метода, с помощью которого студент сможет находить работу, ведь конкурсная система всегда служила как дополнительный стимул прилежнее учится что-бы получить что-то. Ведь нынешнее образование, особенно на нашей экономической специальности в плане грядущей карьеры может дать лишь одно-неизвестность. Если взять количество человек, учащихся на моем факультете в этот же год (Маркетинг 3 курс)-420-470 человек, умножить на пять курсов таких же маркетологов, выйдет цифра, которую не сможет трудоустроить никакая контора по специальности. Считаю, что соревновательный подход подход даст толчок к полному изменению стимула студента к учебе. Студент будет работать не на баллы, а действительно на получение знаний, вот так..

    ОтветитьУдалить