вторник, 27 октября 2009 г.

Денежные законы


Денежные законы, или Как стать властелином финансов. Часть 1

Мы много говорим и пишем о том, как распоряжаться средствами, как делать так, чтобы их хватало на все, и чтобы жизнь была вполне достойной и приятной. Так что я подумал и решил составить свод основных правил, так или иначе связанных с финансами. Их должен знать каждый, и их можно считать квинтэссенцией мудрости в области экономии и адекватного применения денег.

1. Правило номер один таковым и является, поскольку, наверное, с него и надо начинать решение своих проблем с деньгами. Оно заключается в том, чтобы тратить меньше, чем зарабатывается. Это, вроде, и очевидно, но на самом деле многие живут далеко не по средствам. И с использованием кредиток тратят либо больше, чем получают, либо просто доживают от зарплаты до зарплаты, тратя все. Естественно, никакой базы у таких несчастных нет, и в случае форс-мажора рассчитывать им не на кого, и не на что.

Результатов у более скромных трат может быть несколько — и все приятные. Во-первых, ваши долги (если такие есть) будут сокращаться — ведь тратя меньше, вы будете освобождать некоторые суммы, которые можно использовать на погашение долгов. Во-вторых, вы сможете начать откладывать что-то в резерв, и будете спать спокойно, не думая, что в непредвиденных ситуациях вам негде будет взять и копейки. В-третьих, ваша жизнь станет менее стрессовой — опять же благодаря уверенности в себе и завтрашнем дне. И, в-четвертых, перед вами откроются новые возможности, каких не было ранее. Отложенные средства можно будет потратить с пользой на то, о чем давно мечталось (но не глупую покупку, а что-то действительно стоящее). Или появится шанс оставить опостылевшую работу, к которой вы были привязаны из-за зарплаты.

Как начать тратить меньше? Для начала просмотрите свои счета и решите, где можно сэкономить, от каких услуг не жаль отказаться. (Это может быть излишне дорогой Интернет или лишние каналы на кабельном или спутниковом телевидении, которые никто на самом деле не смотрит). Траты советую записывать — чтобы в итоге видеть, какие из них были ненужными, и на чем есть шанс сэкономить. От некоторых привычек вроде постоянных обедов в кафе или кофе по утрам в кофейне по дороге на работу (а также от воскресного шоппинга) можно отказаться. (У каждого такие мелкие, но очень хорошо поглощающие деньги привычки — свои.)

2. Второе правило также очевидное и несложное в исполнении — если, конечно, не лениться. Оно заключается в управлении временем. Ведь время — деньги, так что, это по сути то же, что и управление деньгами. Не тратьте время впустую — особенно рабочее. Работаете на босса — не ленитесь выполнять все задания, чтобы не пришлось засиживаться допоздна в офисе и не воровать драгоценные часы общения у своей семьи. Работаете на себя — вообще прекрасно! Не оттягивайте выполнение важных (да и второстепенных) дел, пусть лучше свободное время будет про запас, и вы используете его с пользой для себя и родных. Тогда не придется в цейтноте доделывать то, что было надо «на вчера», а вы решили дать себе расслабиться и отложили всю нужную и важную работу на потом.

Отлично помогает в управлении временем список дел, которые хорошо составить утром. Не бойтесь потратить на это 15–20 минут — продумать, что обязательно нужно сделать, и как вы будете достигать своих небольших ежедневных целей. В итоге будет гораздо проще сфокусироваться на работе и на том, сколько и чего вы успеваете за день. Даю вам слово, что в результате вы увидите, как будете справляться со всем более быстро и эффективно, и как у вас обнаружится даже свободное время в конце дня (которое также можно провести с пользой, выполняя работу наперед). Хотя я не призываю трудиться денно и нощно без отдыха — просто не отвлекаясь постоянно и не отдыхая каждые полчаса, вы станете справляться со своими обязанностями гораздо лучше и более оперативно.

Еще одна маленькая подсказка: держите при себе ручку и блокнот, и записывайте все идеи, что посещают вас: и относительно того, что еще нужно сделать (но что вы можете забыть), и идеи, связанные с работой и домом, которые вам бы хотелось воплотить. Проверяя этот список, вы в итоге сможете запланировать и сделать больше во всех сферах своей жизни.

Помните только, что этот тайм-менеджмент касается в большей мере вашего рабочего времени, которое необходимо проводить продуктивно.

3. Третье правило заключается в том, чтобы не связываться с кредитами с высокими процентами. Никогда. Стоит отметить, конечно, что в нашей стране не так много (как за границей и за океаном) людей набирают множество кредитов — ипотечные и потребительские разных видов. (И затем страдают от неспособности расплатиться с ними.) Но в результате пресловутого кризиса многие по-настоящему «попали» с ипотекой.

Так что целью номер один у таких людей должна быть полная выплата всей суммы долга — чтобы не носить в банк кругленькие суммы каждый месяц. Конечно, если люди брали кредит — они на что-то рассчитывали. Но если заем валютный, то с ростом курса таким несчастным приходится несладко. В таком случае просто необходимо не пускать все на самотек, но выплачивать кредит, чем скорее — тем лучше. Для начала деньги несутся в банк по минимуму, а некоторая сумма ежемесячно откладывается в резервный фонд. Этот фонд должен быть в каждой семье. Ведь даже если средства на жизнь на каждый день есть, то может случиться что-то непредвиденно, когда денег не окажется, и взять их будет неоткуда. Необходимо помнить одно: резерв тратить нельзя, ни при каких условиях, только в случае самой крайней необходимости. И затем, когда более-менее надежный резервный фонд сколочен — просто необходимо отдавать в банк максимум доступных вам средств — чтобы скорее расплатиться с кредитом. Ведь жизнь без долгов так прекрасна! И впредь советую вовсе не связываться с кредитами, разве что на разумных условиях и под небольшой процент.

4. О финансовых проблемах говорить непросто. Особенно признавать, что они есть — это почти то же, что и признавать свою несостоятельность, неспособность справиться с деньгами и своими проблемами. И особенно это тяжело сделать мужчине, который считается кормильцем в семье, на которого рассчитывает жена (и возможно, дети). Если в отношениях есть тепло, любовь и понимание — не стоит бояться говорить о проблемах. Да и вообще, жена/муж — не психолог и не консультант, с которым можно беседовать, а можно и просто выпустить эту тему из общения. Партнер просто обязан быть в курсе того, как обстоят в семье дела с финансами. На самом деле обсудить эту болезненную тему может оказаться совсем нетрудно, да и вместе можно прийти к более рациональным решениям, ведь две головы лучше, чем одна. Также, вопросы о финансах нужно всегда обсуждать с теми, кто имеет к ним отношение. С родителями стоит заранее говорить о том, будете ли вы жить с ними после окончания вуза, и как быть с содержанием их в старости. С ребенком обсудите вопрос оплаты обучения и свадьбы, а также помощи в покупке жилья. Чем больше мы говорим с близкими, тем яснее наши и их ожидания. И тем более открыты и комфортны наши с ними отношения.

5. Очередное правило гласит: не стоит стремиться поразить и впечатлить других людей, особенно тех, чье мнение не значит для вас ничего. Ведь попытки произвести впечатление могут вылиться для вас в серьезные траты, без которых можно было бы просто обойтись. Достаточно быть в хорошей форме, выглядеть опрятно и в меру стильно, а также обладать должным уровнем профессионализма — и положительное впечатление на начальство, клиентов и друзей вы произведете обязательно. В остальном просто нет необходимости.

6. В рамках этого правила я хочу поговорить о мотивации. Я уже не раз писал, что мотивация — важный фактор, благодаря которому мы достигаем того, что имеем, того, о чем мечтали. Как же помочь себе оставаться целеустремленными, не опускать руки и идти к своим целям, невзирая на препятствия? Оказывается, для этого есть отличный способ — контролировать все свои успехи и неудачи, как-то сохранять информацию о них. И тогда вам будет, с чем сравнивать свои достижения, и обязательно захочется сделать больше — побить свой рекорд, так сказать. Если у вас есть долги — перед банком или родными/друзьями, и вы ежемесячно возвращаете некоторые суммы (или полностью расплачиваетесь с ними), стоит отмечать и это. Если отдавать все больше каждый месяц, и вам будет приятно, и с долгами получится расплатиться скорее. Также, возьмите за правило высчитывать каждый месяц свой чистый доход (это прибыль минус траты). И если сравнивать полученную сумму с таковой в каждом предыдущем месяце, вам захочется экономить больше, чтобы превзойти себя. Денежки ведь любят счет! А если у вас еще и есть возможность соревноваться в этом плане с кем-то — с приятелем или родственником, например, который также решился экономить, это еще больше будет мотивировать вас. Потому что ничто так не вдохновляет, как дух конкуренции.

7. Очередной закон сохранения средств заключается в том, чтобы беречь свои вещи. Это касается и одежды, и мебели, и техники, и автомобиля, и даже дома и всех его составляющих. Вместо того чтобы запускать состояние квартиры, лучше делать косметический ремонт чаще, а про уборку я и не напоминаю — тогда ваше жилье всегда будет выглядеть опрятно и сохранит это состояние надолго. Технику непременно стоит беречь. Если ее выключать из сети, когда не пользуетесь ею, а не оставлять в режиме ожидания, она будет работать дольше. (Хороший пример — телевизоры, которые в режиме ожидания гораздо чаще сгорают из-за перепадов напряжения в электросети или просто при периодическом отключении электричества.) Обувь также любит уход, и если вовремя чинить ее и элементарно менять набойки и подклеивать (если это имеет смысл), то опять же, любая пара прослужит вам не один сезон. Любите свои вещи и заботьтесь о них — ведь во многом ради того, чтобы купить их, мы все так старательно трудимся и экономим.

8. Соблюдая правило «Сделай сам», можно также отлично сэкономить. И вы наверняка согласитесь со мной, что некоторые вещи действительно можно делать самостоятельно, не обращаясь к помощи профессионалов. Среди них приготовления вкусной еды (в Интернете масса рецептов на любой вкус) — это вместо частых походов в кафе и рестораны, а также мытье собственной машины и простые операции вроде замены масла. Для дам — это маникюр и педикюр в домашних условиях (благо для этого уже есть достаточно качественные и недорогие инструменты). Сюда стоит добавить уход за волосами без необходимости посещать парикмахерскую ради укладки. Лампочку или пробки поменять также получится самостоятельно. То же касается и простых сантехнических работ вроде замены прокладок в подтекающих кранах. Нет, конечно, есть вещи, которые всецело стоит поручить профессионалам. Но зачем платить больше, если что-то можно сделать и самим — а потом еще и гордость испытывать оттого, что вы тоже не лыком шиты?

9. Это правило заключается в том, чтобы избавиться от спонтанных покупок и начать планировать свои траты загодя. В таком случае вам не придется с ужасом изучать состояние личных финансов в конце месяца и понимать, что средств катастрофически не хватает на жизнь, а не то, что на оплату счетов или возврат долгов.

Чтобы избавиться от привычки тратить деньги спонтанно и на все, что под руку попадается, необходимо планировать траты. В случае с крупными покупками вроде квартир, машин, техники или путешествий народ еще способен хоть примерно запланировать и отложить нужные суммы. Но в остальном спонтанность зачастую берет верх. Прогулки с друзьями, посиделки в кафе, посещения магазинов могут вылиться в серьезные траты. Конечно, жить по плану грустно, и многих именно этот момент может вгонять в депрессию. Так что советую выделить определенную сумму из зарплаты и поместить ее в кошельке — это будут деньги на спонтанные траты.

Вы убиваете двух зайцев: и элементарное планирование проведено (выделены деньги на развлечения), и спонтанность трат не ограничивается (в течение месяца эту сумму можно тратить на что угодно). Если выделенных денег вдруг не хватило даже на первую половину месяца, обдумайте, что такого ценного вы приобрели, что теперь лишены всяких возможностей оттянуться до конца месяца. Стоила ли покупка того, чтобы теперь ничего нельзя было себе позволить? Ведь добавлять средства из бюджета на спонтанные траты больше нельзя — вы просто исчерпали свой лимит раньше нужного. По прошествии небольшого количества времени вы поймете, что такое планирование — к лучшему, ведь сэкономленные, не потраченные спонтанно средства могут пойти на куда более важные траты.

10. Работа должна приносить удовольствие. И наоборот — то, что нравится делать в жизни (увлечение, хобби, интересное умение) — должно приносить прибыль. Так почему бы не заняться тем, что действительно нравится, и не продавать продукт своей деятельности или свою услугу другим? Наверняка можно найти способ получать хотя бы небольшой доход от своего увлечения, не оставляя основной работы.

Для начала стоит понять, что вам действительно нравится делать, будь то вышивание крестиком, рисование, ремонт и настройка компьютеров, услуги, связанные с красотой и здоровьем, и так далее. Для этого можно попытаться позаниматься разными вещами, почитать в Интернете информацию о них — что-то да привлечет ваше внимание. А хобби развивает, расширяет кругозор, и как оказалось, может еще и доход принести. Что же можно делать со своим увлечением? Писать о нем в блоге, давать частные уроки, записывать видеоматериалы о нем (и, возможно, потом за плату распространять в Интернете), просто продавать, если результат вашего хобби — готовые изделия. Также, при условии, что вы действительно увлеклись чем-то, можно получить связанное с хобби специальное образование. Диплом никогда не помешает получению дохода, а приобретенные знания могут очень пригодиться.

11. Друзья — безусловно, очень важный элемент жизни каждого человека — даже злостного интроверта, которому зачастую хочется спрятаться ото всех в своей раковине и отсидеться, пока остальные веселятся на празднике жизни. Однако, хочу отметить, что друзья помогают нам пережить сложные моменты нашего бытия, поддерживают в разных ситуациях, когда кажется, что самим нам не справиться. В рабочем коллективе хорошие отношения с начальством и коллегами способствуют развитию человека как профессионала, а также и могут привести к повышению и увеличению зарплаты — то есть, к финансовому благополучию. То же можно сказать и об общении неформальном — об отношениях с друзьями. Кто выручит, если срочно нужна помощь? Хороший друг. А что может заставить друга захотеть помогать вам? Верно, ваше к нему человеческое отношение (а не потребительское, ни в коем случае).

Итак, в дружбу также нужно инвестировать душевные силы и время, быть внимательными к жизням друзей, поддерживать их в трудные минуты, организовывать совместный досуг. Социализация еще никому не навредила. Общение с разными людьми может помочь в создании связей, которые обязательно пригодятся — при поиске работы, переездах и ремонтах, уходе за детьми, необходимости профессионального совета и так далее. Главное — не бояться людей и быть искренними и бескорыстными со своими друзьями, не относиться к ним как к способу получения той или иной выгоды. Дружба и отношения должны стоять на первом месте, а выгода приложится сама собой в качестве приятного бонуса к множеству приятельских связей.

12. Последнее правило из тех, который мне хотелось предложить вам в этом своеобразном своде, заключается в том, что успешные люди редко сидят без дела. Зачастую они постоянно занимают себя той или иной деятельностью, ведь активная жизненная позиция — вот путь к благополучию и успеху. Оговорюсь сразу, что отдыху также должно находиться место в нашей динамичной жизни. Но пусть отдых не превращается в лень и нежелание ничего делать.

В свободное время наверняка можно занять себя полезными делами — заняться спортом (это инвестиция в свою отличную физическую форму и здоровье в более зрелом возрасте) и читать профессиональную литературу (чтобы быть в курсе всего нового в вашей сфере деятельности). Также стоит уделить внимание занятиям личностным ростом и совершенствованию качеств, которые пригодятся в любой карьере (умение управлять временем, развитие лидерских качеств и коммуникативных навыков, совершенствование творческих задатков). А чтение? Благодаря ему расширяется кругозор. К тому же, можно совмещать приятное с еще более приятным — бегая трусцой, советую слушать аудиокниги, например. Какое отношение активность имеет к финансовому благополучию? Да самое прямое: вы развиваете себя в разных направлениях, становитесь более креативным и профессиональным работником, которого обязательно заметят. Если же работаете на себя, ваши личностные качества и умение продвигать свой продукт, что бы то ни было, наверняка найдут отклик у потребителей, на которых вы нацеливались.

Изучив эти 12 законов, прямо или косвенно связанных с деньгами, вы наверняка сделали вывод, что финансовое благополучие не заключается только в умении экономить и считать деньги, но и во множестве других способностей, которые помогают сделать нашу жизнь более полноценной, развивать себя и идти вперед при любых обстоятельствах. Целостный подход к контролю над собой и отработке своих умений, а также и умение уделять должное внимание окружающим — родным и друзьям — наверняка приведет нас к маленькой личной, а затем и финансовой Нирване.

По материалам «The Simple Dollar»
Перевод
«MoneyBlog»

Источник: HR-Лига

Комментариев нет:

Отправить комментарий